Некоторые из философов утверждают, что проблемы человечества начались с момента появления личной собственности. Например, у человека ничего не было, и он был от этого счастлив, хотя и не догадывался об этом. И вот у него появился горшок, взял да и вылепил его из глины, затем обжёг на огне. Прекрасно!

Но теперь надо было беспокоиться о том, чтобы горшок не разбился, чтобы его не украл сосед. Горшок надо было теперь мыть, ухаживать за ним, находить для него продукты, так как его время от времени надо было ими заправлять, чтобы он оправдывал свое назначение. Ничего не напоминает? Это мы на ваш автомобиль намекаем! Идем дальше.

А если человек не умел лепить и обжигать, а у соседа появилось это глиняное чудо, что так прекрасно варит вкусный мясной бульон с овощами. Тогда, что делать? Криминальные ответы мы специально опускаем (на дворе 21 век стоит, где гуманизм победил), а остается:

  • Купить или обменять на что-нибудь (покупка).
  • Взять на длительный срок, предложив взамен что-то ценное (прокат).
  • Попросить жену соседа за плату сварить в этом горшке свои продукты (такси).
  • Договориться со всем племенем, что каждый берет горшок, когда ему это нужно. Возвращает сразу когда надобность отпала, а владельцу с того долю малую с добычи (каршеринг).
каршеринговые автомобили
Каршеринговые автомобили

Весь секрет кроется в том, что любая купленная наша вещь используется крайне мало по времени. В лучшем случае это 10 процентов, да и те, как правило, не наберутся. А вещь стоит, мы за неё беспокоимся, обслуживаем, переживаем за её сохранность. Мотаем себе нервы! При этом чаще всего просто на неё любуемся, тешим своё ЭГО и хвастаемся перед знакомыми.

Использование долгосрочного проката сути проблемы не меняет, авто часто простаивает, деньги при этом капают. Вызов такси это использование труда человека, без которого можно прекрасно обойтись, варить кашу мы и сами умеем. Каршеринг, по идее, лишен этих недостатков.

С чего всё начиналось?

Понятно, что идея каршеринга слишком тонка для дикарей. Поэтому многие исследователи явления сходятся на том, что впервые это ноу-хау воплотилось в жизнь Швейцарии 48 года прошлого века. Отгремела великая война, у многих не было денег для самостоятельной покупки автомобиля. Тогда жители Цюриха договорись между собой, они в складчину приобрели несколько авто.

Забронировать машину можно было по телефону, места стоянок были определены заранее и всем известны. Ключи зажигания можно было забрать в сейфе находившимся прямо на стоянке. Проект не нес коммерческой составляющей, а был только социально ориентирован. Может поэтому и не получил своего развития. Возникали неизбежные споры, что и послужило закрытию довольно полезной идеи. История зафиксировала этот вид каршеринга под названием Fractional. С развитием технологий позиционирования, обработки информации и мобильной связи он получил второй и уже реальный шанс на воплощение.

Второе дыхание система краткосрочной аренды получила с вступлением в игру коммерческих компаний, они уже более строго относились к машинам и участникам. Заключались договора, появились электронные карты отрывания автомобиля, но по-прежнему всё привязывалось к определенным местам приема-сдачи на станциях. Ярким и успешным представителем таких компаний стала Zipcar в США, открывшаяся в 2000 году. Отметим, что для США привязка к постоянным станциям до сих пор является доминирующей.

Революцией стал отказ от четкой системы парковок, где можно было взять и оставить машину. Теперь её можно было найти на электронных картах в практически любом месте, недалеко от желающего прокатиться. Такая система получила название Free-floating. Впервые она была внедрена в 2008 году в немецком Ульме компанией car2go, авто отслеживались через датчики GPS.

На первое место тут вышло количество машин, оно должно было достаточным, чтобы удовлетворить всех участников игры в каршероводов. Для относительно небольшого города 200 сменных лошадок оказалось достаточно, для начала процесса. Оставлять машины разрешалось в пределах города. С тех пор компания car2go разрослась и предлагает свои услуги уже по всему миру, являясь крупнейшей каршеринговой компанией.

Следующей разновидностью каршероводства стало привлечение интернет-сервисом владельцев частных машин или принадлежащих различным организациям. Сервис обрабатывает предложения от желающих заработать на своем авто и передает их жаждущим прокатиться за небольшую плату. Заключается сделка, интернет-площадка выступает гарантом оплаты и решения возможных проблем. Система приобрела наименование Peer-to-peer (Р2Р). Наиболее успешным представителем стала фирма TURO из Сан-Франциско, на данный момент она располагает 230 тысячами транспортных средств.

В России систему Peer-to-peer используют следующие площадки:

  • Darenta.
  • Rent A Ride.
  • Use My Car.

Совместно они используют около 10 тысяч различных лошадок, от разных владельцев. Число предложений продолжает расти.

Однако самым развивающимся сегментом каршеринга в России стала система свободного плавания — Free-floating.

Общие принципы Каршеринга

автомобиль каршеринга
Редкий автомобиль каршеринга

Описаны только общие правила, они могут отличаться в разных компаниях:

  • Предоставляется обычно на одну-две поездки.
  • Возможна поездка с промежуточной остановкой, иногда машину можно оставить себе на ночь, что может не тарифицироваться.
  • Оплата производится поминутно или ежечасно с закрепленной банковской карты клиента. Для того чтобы воспользоваться услугой быстрой аренды обычно нужно заключать письменный договор с каршеринговой компанией, но иногда это возможно и по перечислению базовой страховочной суммы.
  • Оставлять автомобиль можно только в определенных условиями договора зонах или местах.
  • Для того чтобы добраться до выбранного на карте автомобиля обычно дается 20 минут, после чего он переходит режим парковочного тарифа.
  • Наиболее продвинутые компании добавляют время на осмотр машины (от 3 до 7 минут): уровень топлива, исправность приборов и узлов, наличие повреждений, нарушение комплектации. Всё это снимает возможные претензии компании.
  • Все полученные штрафы во время поездки оплачивает клиент.
  • За бензин и мойку платит компания, за платные парковки обычно тоже. У компаний есть свои договоры с владельцами парковок, заправочных и обслуживающих станций.
  • Все автомобили застрахованы, но если будет допущено повреждение, то штрафы для клиентов будут драконовскими. Машины должны работать непрерывно!
  • Доступ к автомобилю производится через специальную карту, выдаваемую в компании или через специальное приложение в смартфоне. Сопутствующие услуги оплачиваются также через приложение, фото чека или выданную карту. Они компенсируются.
  • Поиск свободной лошадки поблизости и бронирование осуществляется через любой компьютер с доступом в сеть или смартфон. Доступны сервисы, которые произведут независимый поиск сразу у всех компаний каршероводов. Подтверждать вступление в права аренды, и её окончание придётся только с мобильных устройств.
  • Средняя стоимость одной поездки по городу (в двух столицах России) в любом случае окажется меньше тарифа такси, обычно это 200-220 рублей при получасовой поездке. Существуют суточные тарифы — около 2000 рублей.

В основном изложены принципы характерные для системы Free-floating, но многие используются и в Р2Р.

Примечание! Приложения разрабатываются как на базе Android так и iOS, однако не все они работают стабильно, например, в подземных паркингах могут быть серьезные проблемы со связью, а значит и с мобильным интернетом. Есть огрехи в интерфейсе и оперативной связи со службой поддержки. Но есть и приятные исключения, когда всё работает как часы.

мобильное каршеринг приложение

Свободноплавающие фирмы Москвы и Санкт-Петербурга

Всего таких фирм насчитывается более 10, в их распоряжении более 10 тысяч машин разной степени изношенности и класса. По подсчетам Департамента транспорта Москвы для устойчивой работы каршеринга необходимо от 5 тысяч авто в городе. Рентабельность достигается при 6-7 поездках в сутки на одну задействованную лошадку. Представим самые известные и крупные компании:

Делимобиль — самый большой участник игры, всего участвует более 3200 «коней». Основная марка — Hyundai Solaris. Компания пользуется покровительством мэрии, что положительно сказывается на возможностях парковки. Допускаются поездки по Подмосковью. Брать и оставлять транспорт можно в зоне МКАД или в 1 километре от станции метро за его пределами.

Anytime – был на старте первым, поэтому хорошо известен. Сейчас в конюшне более 1100 породистых экземпляров, основной — Kia Rio. От столицы можно отъезжать на двести километров. Парковки разрешаются в аэропортах и в пределах МКАД. Пользователи отмечают наличие проблем с бесплатными для клиентов стоянками, но это затем компенсируется при обращении.

Youdrive — один и пионеров рынка. Основная лошадка — компактный Smart очень удобный при парковке, можно втиснуть в любую щель. По словам основателя компании сейчас у них насчитывается около 3000 машин. Парковок в аэропортах нет. Место для стоянок ограничено ТТК, выезжать за границы городов можно на 250 километров.

Rentmee — используется для путешествий из одной столицы в другую и для поездок внутри. Зона парковок — центр городов. Машин относительно мало, но тарифы самые низкие из «монстров» рынка. Основная модель — Hyundai Solaris.

BelkaCar — молодой игрок, запущенный тремя подругами. Располагает 4050 рысаками, все они относительно молоды, в основном — Kia. Парковки внутри МКАД и у отдельных станций метро за ней, есть в Домодедово. Клиенты очень хвалят работоспособное приложение.

Как утверждают некоторые авторы — В конце игры должен остаться только один чемпион. Но пока предпосылок к этому не наблюдается, а внутренняя конкуренция не позволяет монопольно поднимать цены. В этом вся и прелесть!

каршеринг стоимость

Подводные камни

  • Лаборатория Касперского отмечает, что приложения компаний слабо защищены от взлома. Существует риск «левого» заказа от лица клиента и кража личных данных. Купируется это достаточно просто — заведите банковскую карту только для работы с приложениями аренды транспорта и никогда не держите на ней излишнее количество денег, «бедные» пользователи никому не интересны.
  • Иногда доступный автомобиль находится слишком далеко, приходится до него добираться общественным транспортом.
  • Детского кресла, как правило, нет.
  • Зависимость от телефона, если села батарея, то завершить аренду можно только из дома или подзарядив смартфон.
  • Сбои приложений — не всегда сведения оказываются достоверными.
  • Необходимость тщательной проверки авто — во избежание возможных проблем.
каршеринг особенности

А вы знаете, что?

Люди, пользующиеся услугами каршеринга, гораздо чаще ходят пешком и ездят на велосипедах, чем владельцы автомобилей. За батоном в ближайший супермаркет уже никто на машине не поедет, ножками дойдут. Исчезает сама мысль о том, что простаивает машина, которая обошлась владельцу очень дорого. Каршероводы точно знают, во сколько обойдется такой «батон». Кардиологи могут быть счастливы, как и наше сердце!

Общая экономия денежных средств по сравнению с владельцами машин и постоянными пользователями такси достигает 50-70%.

Развитие сервисов уменьшает количество транспорта в городе, а значит, будет меньше пробок.

Лучшая экология, большинство компаний планируют перейти на электромобили.

С постепенным переходом на автопилотирование надобность в водительских правах отпадет.

Аналитики указывают, что количество клиентов сервисов каршеринга к 2020 году достигнет 20 миллионов человек.

Исследовательская фирма Gartner Inc. прогнозирует, что к 2025 году 20% автомобилей в городских центрах будут предназначены для общего пользования.

каршеринг автомобиль AUDI TT
каршеринг автомобиль AUDI TT

Уже сейчас внедряются умные программы, которые укажут компаниям места наибольшего спроса на «коней», например, у стадионов и концертных залов во время массовых мероприятий.

Удачного всем поиска и доброй дороги!

Добавить комментарий